Пожалуй, нет ни одного человека, который
бы не сталкивался с критикой. Ее невозможно избежать. Все, от мала до велика,
ежедневно испытывают те или иные проявления критики: книга, после прочтения
которой мы были разочарованы, фильм, который не оправдал наши ожидания и т.д. Каждый
человек имеет право на собственное мнение. Мы всегда будем встречать людей,
которые думают и смотрят на жизнь по-другому, чем мы. Критика является
нормальным явлением в общественной жизни, отношениях, в кругу друзей, а также в
бизнес-среде. Поэтому, способность к правильному реагированию на критику
является важной частью успеха и достижения поставленных целей.
Почему люди критикуют?
Критика – это форма общения, которая
выражает мнение о действиях других людей. Часто под этим термином многие подразумевают
что-то негативное и агрессивно реагируют, отстаивая свою позицию. Но критика не
может быть плохой, если она является объективной оценкой, основанной на
наблюдении, опыте и знании и большинство из нас, наверняка, попытаются извлечь
урок из замечаний. Однако, существуют и другие причины, почему люди критикуют
других, преднамеренно или непреднамеренно, стараясь причинить им вред, унизить,
подавить морально:
- Когда человек, перенесший в прошлом
негативное отношение к себе, ощущает себя особенно уязвимым, и с помощью злых
высказываний, необоснованной критики в адрес других пытается повысить
собственную самооценку, получить власть над другими, уничтожить их морально
- Когда человеку не хватает тех самых
качеств, которые он высмеивает. Вероятно, в этом случае имеют место быть
различные комплексы и неуверенность в себе
- Когда человек слишком концентрируется на
негативном образе жизни. Как бы странно это не звучало, но есть люди, которые
никогда не откажутся от негатива, так как он привносит в их жизнь драмы и
страдания, что дает повод для беспокойства
- Когда человек хочет привлечь к себе
внимание. Например, подросток, критикуя все вокруг, тем самым пытается доказать
свою независимость, или взрослые люди критикуют других, выводя на эмоции, пусть
даже негативные.
Как реагировать на критику, в
зависимости от ее вида
Для того, чтобы мы могли адекватно и спокойно воспринимать критику важно
различать виды критики.
Выделяют несколько ее разновидностей:
- Позитивная критика, при которой хвалят и
благоприятно оценивают действие других
- Негативная критика, указывающая
исключительно на ошибки или упущение
- Конструктивная критика, ориентирована на
улучшение текущей ситуации
- Деструктивная критика, направлена на прямое
унижение и уничтожения других
- Самокритика, при которой человек анализирует свое
поведение, убеждения, достижения, компетентность в соотношении с другими
людьми.
Конструктивная критика
Легко сделать замечание, осудить
поведение – труднее выразить то, что мы думаем в открытой и конструктивной
форме. Нужно учитывать то, что некоторые люди более чувствительны, чем другие,
и они не будут воспринимать критику, независимо от ее вида. В этом случае,
необходимо проявить максимальную тактичность. Также, люди негативно
воспринимают критику, когда они эмоционально не готовы к ней, если это
происходит неожиданно и внезапно. Чтобы не впадать в панику, вы должны четко
различать признаки конструктивной критики, в основе которой лежат благие
намерения помочь человеку в решении текущей проблемы, мотивируя его к действию,
и правильно на нее реагировать.
Во-первых, правильной реакцией на
критику будет сохранение спокойствия, не дайте эмоциям взять верх. Не злитесь и
не обижайтесь на оппонента, не тратьте попусту энергию, в этом случае, разговор
получится более продуктивным для обеих сторон.
Примите тот факт, что вы не
совершенны и можете допустить ошибки, на которые вам указали. Этот шаг является
самым трудным, так как необходимо обуздать свою гордость и нести
ответственность за свои действия.
Сосредоточьтесь на словах и фактах, а не на
чувствах и эмоциях, которые они вызывают. Слушайте внимательно и даже
записывайте ключевые моменты в спорном вопросе.
Не принимайте критику лично на
свой счет. Не обязательно человек, который вас критикует, например
начальник, вас не любит и считает плохим
сотрудником, просто он хочет, чтобы работа была выполнена лучше.
Правильной
реакцией на критику будет не занимать пассивную позицию, а попытаться вместе с
оппонентом найти правильное решение, устраивающее обе стороны. В заключении
выразите благодарность за высказанные конструктивные замечания.
Как реагировать на деструктивную критику
в свой адрес
Бывают такие люди, которые как
контейнеры для мусора полны негативными эмоциями: разочарованием, гневом,
страхами. Когда они набирают в себя слишком много эмоциональных отходов, они
стремятся переложить их на кого-либо другого из окружения. Правильной реакцией
на критику от таких людей, вместо раздражения и враждебности будет лишь
искренняя улыбка и добрые пожелания, потому что они действительно нуждаются в
сострадании и любви. Ведь им приходится носить с собой тяжелый негативный
эмоциональный груз 24 часа в сутки, а улыбка создает положительные вибрации и
смягчит напряженную ситуацию.
Всегда сохраняйте спокойствие, не
отвечайте и, конечно, не нападайте сами. Уверенного в себе человека обидеть не
легко. Если ваш оппонент увидит, что вы остаетесь бесстрастны к его замечаниям,
он растеряется и перестанет обращать на вас внимание.
Необходимо оставаться равнодушным к
замечаниям деструктивной критики, не принимать это слишком серьезно и не винить
себя.
загрузка...